Как индивидуализировать предприятие, товары и услуги грамотно

Как индивидуализировать предприятие, товары и услуги грамотно

 
05.02.2018 - Просмотров: 362
Тэги: Создание логотипа, товарный знак, торговая марка, бренд

Когда предприниматель регистрирует новое предприятие, перед ним стоят масса вопросов. Нужно дать название новой фирме так, чтобы оно не повторяло уже имеющиеся, придумать логотип так чтобы не нарушить ничьи права на интеллектуальную собственность.76 гл. ГК РФ

С именем конечно полегче, но и здесь есть свои подводные камни.

В правовом поле используется термин фирменное наименование. Ему отводится несколько параграфов главы 76 ГК РФ.

Проще всего тут дело обстоит с ИП - наименованием является фамилия владельца.

По закону фирменное наименование не должно состоять только из названий производимых товаров и услуг. Также оно не должна включать в себя термины, право использования которых принадлежит государственным и муниципальным организациям: Россия, Москва, пристав и т. д.

Когда имя придумано, имеет смысл проверить на сайте Федеральной Налоговой Службы, не используется ли оно уже аналогичной организацией. https://egrul.nalog.ru/ Если существует компания с тем же родом деятельности, то использование наименования, зарегистрированного ей ранее, будет нарушать неё права.

Если это выяснится, в лучшем случае придётся переделывать все учредительные документы, в худшем - возмещать компании-тезке убытки.

Стоит отметить, что российское законодательство пока достаточно лояльно относится к совпадению имен. В судебной практике есть прецеденты штрафов за использование слов вроде "пристав", "Россия", "Москва" (в том числе образованных от него "московский") и т. п.

Имя есть, что дальше?

Сложнее дело обстоит с коммерческим обозначением. Терминология тут часто используется фривольно: как говорится, кто во что горазд. Можно услышать фразы "коммерческий знак", "коммерческое обозначение", "торговая марка", "торговый знак", "товарная марка", "товарный знак", "фирменный знак", "бренд" и так далее в самых разных контекстах.

Попробуем внести некоторую ясность в этот сумбур.

В юридической плоскости используются понятия "товарный знак", "знак обслуживания", "коммерческое обозначение". Знак используется на эмблем, упаковках для отличия товаров одной фирмы от аналогичных, произведенных другой. Зайцы на какао, улыбающиеся повара на кетчупах - из этой оперы. "Знак обслуживания" - то же самое, только применительно к услугам.

Существует второй параграф семьдесят шестой главы ГК РФ, определяющий исключительное право на использование товарного знака, особенности его правовой охраны, порядок его регистрации.

В последнем параграфе 1 раздела этой главы приводится огромный список оснований, по которым Росреестр вправе отказать в регистрации товарного знака. Тут и нарушение интересов других фирм и государства, и попрание морали и нравственности, и противоречие международным договоренностям, и введение в заблуждение.

Отличия в правовом регулировании товарного знака и коммерческого обозначения

Примерно по тем же принципам действуют разрешения, ограничения и запреты на коммерческое обозначение, которое как раз и является привычным уху логотипом. Грамотный дизайнер не должен использовать государственную и муниципальную символику, копировать чьи-то обозначения.

Коммерческое обозначение должно быть только одно у одной фирмы, регистрировать его не обязательно в отличие от товарного знака, но это лучший способ защитить этот объект права от любых посягательств и злоупотреблений.

Из других способов:

  • запечатанное письмо с «исходниками» логотипа;
  • документы на бланках с логотипом;
  • показания сотрудников и прочих свидетелей.

Процедура регистрации включает этап проверки на наличие подобных среди уже защищенных правом и собственно занесение в реестр со всеми подробностями - изображениями, цветами, шрифтами.

Коммерческое обозначение не включает все элементы фирменного стиля (брендбука), а лишь сам логотип.

Еще немного об отличиях правового регулирования товарного знака и коммерческого обозначения.

Товарный знак имеет силу на территории, где зарегистрирован, а логотип - лишь в местности, где работает предприятие.

Срок действия права для логотипа прекращается через год неиспользования, товарный знак работает 10 лет с момента подачи заявки.

Логотип меняет собственника вместе с предприятием, тогда как товарный знак может быть передан кому-то независимо от бизнеса.

По материалам https://capweb.ru/logo-naming.html








Тест-драйв линии консультаций 1С
ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ (количество просмотров)
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

← Назад к списку